Если не хотите читать нудную аннотацию ниже, пропустите этот шаг, скачайте программу и пользуйтесь сразу)
Для того, чтобы рассчитать время разгона, необходимо заполнить табличку исходных данных. Сейчас я приведу небольшую справку по этой табличке с разъяснением пунктов, которые могут вызвать сложности:
1) Марка автомобиля
2) Модель автомобиля
3) Объем двигателя, см3
4) Мощность, л.с.
5) при об/мин
6) Момент, Н*м
7) при об/мин
Макс. обороты
9) Масса, кг
10) Ширина,мм
11) Высота, мм
12) Cx - коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля, который нужно узнать в интернете
13) d, м2 - площадь сечения, которая либо высчитывается автоматически по формуле в зависимости от размеров авто, либо узнается в интернете
14) Cd - сопротивление воздуху, рассчитывается автоматически
15) КПД трансмиссии - предполагаемая эффективность трансмиссии - множитель для расчета эффективной мощности на колесах. Для VW коробок я определил его как 0,92 по результатам тестирования на модели РП, ибо при меньшем коэффициенте теоретическая макс. скорость была ниже заявленных 175 км/ч :) При изменении веса колес, трансмиссии, сцепления и пр. это значение меняется. Например, для более мощных двигателей значение может быть меньше из-за большего размера диска сцепления и пр. А вообще для механики обычно 0,8-0,95.
16) Радиус колеса, м - считается по формуле, найденной в интернете
17) Высота профиля - параметры высоты резины
18) Ширина профиля - параметры резины ширины
19) Радиус диска, R
20) Сопротивление дороги - коэффициент, который для асфальтного покрытия в идеальных условиях равен 0,014. Таблицу можно посмотреть в интернете.
21)Коэффициент a
22)Коэффициент b
23)Коэффициент с
21, 22, 23 - коэффициенты уравнения Лейдермана. От них зависит построение графика мощности. Считаются по формуле a+b-c=1! Сумма коэффициентов не может превышать 1! В отдельных случаях она может быть <1, но лучше этого избегать. "с" не может быть больше "b". Вычисляются эмпирическим путем, а именно: подбираются так, чтобы заявленная максимальная мощность как можно точнее соответствовала максимальной мощности в таблице справа, а заявленный максимальный крутящий момент как можно точнее соответствовал максимальному крутящему моменту в таблице справа. Это необходимо для того, чтобы построить более точный теоретический график мощности и крутящего момента.
ВНИМАНИЕ! Если у вас имеется на руках реальный график - вбейте значения мощности (л.с) и крутящего момента (Н*м) в таблице справа самостоятельно!
24) Цепкость шин - коэффициент сцепления шин с дорогой, для асфальтного покрытия в хороших условиях 0,8-0,9. Для снега - 0,2-0,3. Таблица есть в интернете.
25) Распределение веса - теоретическое распределение веса автомобиля по осям. Указывается для ВЕДУЩЕЙ оси. Для гольфа считал 60% спереди, 40% сзади.
26) Разгрузка ведущей оси - коэффициент разгрузки ведущей оси, вычисляется эмпирическим путем. Для среднемощных автомобилей - примерно 0,9-0,8. Для очень мощных - 0,9 до 0,1 и до -бесконечности))))) Шутка.
27) Сцепной вес, Н - максимальный момент, который могут "переварить" ваши шины. Если сцепной вес меньше, чем максимальная тяговая сила (P), то ускорение считается именно по сцепному весу, что соответствует движению автомобиля БЕЗ пробуксовки! Для полноприводных автомобилей сцепной вес считается по формуле ((m1*9,81)*коэфф. разгрузки пер. оси +(m2*9,81)*коэфф.нагрузки задней оси)*коэфф.сцепления шин.
Пример: m=1000 кг. m1=600кг, m2=400кг. Коэфф.разгрузки пер. оси = 0,9, коэфф. загрузки задней оси соотв=1,1. Коэфф. сцепления шин = 0.9. Ну и дальше там посчитаете, получите результат - он будет верный.
28) Уклон дороги, град. - предполагаемый уклон дороги, в идеальных условиях - 0.
29) Уклон дороги, рад. - угол уклона в радианах, считается автоматически.
30) Полное сопр. Дороги - коэффициент сопротивления дороги+сопротивление уклону.
31) Время переключения - ваша способность переключать передачу. Нормальное значение для механической КПП 0,3-0,5 с.
32) Передаточный числа КПП - вписываете сюда передаточные числа трансмиссии.
Итак, если вы правильно ввели все данные, то получите правильный результат. Если вдруг полученный результат не совпадает с вашими ожиданиями или реальными значениями, значит а) некоторые из введенных данных ошибочны, проверьте их еще раз б) вы неправильно подобрали коэффициенты Лейдермана, и теоретическая мощность оказалась выше/ниже практической, в) проверьте двигатель, check engine - возможно от заявленной мощности там осталось процентов 50.
К сожалению, программа не может вычислить максимальную скорость автомобиля. Кроме того, максимальную скорость можно вычислить самостоятельно только на 5 передаче. Для владельцев автомобилей, которые максимальную скорость развивают на 4 передаче - прошу прощения, меняйте автомобиль.
ВНИМАНИЕ! Для вычисления максимальной скорости и времени разгона до нее, вам нужно самостоятельно ввести значение скорости (км/ч) в таблицу V передачи в ячейку ряда, значение "Da-f" в котором минимальное, НО! не ниже 0. Максимальная скорость подбирается эмпирически в этой ячейке до тех пор, пока Da-f не станет равным 0,001! Далее щелкаете дважды по графе "dV м/с" и ограничиваете максимальное значение скорости той ячейкой, которую вы редактировали. Сохраняете значения. Получаете результат.
Пример: Максимальная скорость РП - 175 км/ч. В графе V передачи у вас есть два значения скорости, одно из которых 160 км/ч, второе - 180 км/ч. При 180 км/ч (Da-f)<0, следовательно в предпоследнюю ячейку, где указана скорость 160 км/ч вы вручную вписываете цифру 175. Смотрите (Da-f). Ага, вот оно равняется 0,001 - значит вы правильно ввели значение максимальной теоретической скорости. Если Da-f равно 0,002 или 0,000 - значит уменьшите или увеличьте значение скорости.
После этого ставим максимальное значение dV в значение скорости м/с напротив вашей новой ячейки с цифрой 175. Получаем dV~8 м/с. В графе справа перед вами высвечивается время разгона до максимальной скорости.
ВРЕМЯ РАЗГОНА 0-100. Высчитывается автоматически. Значение появляется в графе t 0-100 (зеленая ячейка) напротив той передачи, на которой эта скорость впервые теоретически достижима.
Программа находится в стадии бета-тестирования. Возможны баги типа !ЗНАЧ, ####, ДЕЛ!0 и прочие какие там бывают еще в Excel. На RP,KR,PG всё работает, проверял. Если вдруг у вас появились баги при заданных значениях - пишите сюда, буду благодарен, исправлю. Или поменяйте автомобиль на другой, с аппаратной поддержкой данной программы :))))) Также пишите, если по каким-то причинам вы не можете ввести в ячейки нужные значения. Надеюсь, что через некоторое время совместными усилиями программа будет доработана.
Польза данной программы заключается в том, что с помощью нее можно вычислить, а главное сравнить динамические характеристики двух и более автомобилей, которые находятся в равных условиях. Кроме того, эта программа полезна для тех, кто сомневается в выборе КПП. Вы просто меняете значения передаточных чисел и смотрите, как изменилось время разгона и максимальная скорость. Еще если вы изведаете официальные данные коэффициента цепкости резины, сможете еще и резину подобрать получше и посмотреть, как это скажется на поведении авто. Также вы можете просчитать максимальную скорость и время разгона на подъеме и спуске и соответственно вычислить (уже самому) мощность, которой не хватает для этого вашему авто. Еще автоматически высчитывается путь, который проходит автомобиль за заданное время. Пользуясь нехитрыми физическими формулами с помощью полученных данных можно просчитать, на сколько "корпусов" уйдет один автомобиль от другого в заданной точке времени.
ВНИМАНИЕ! Если вдруг время полученного разгона до 100 км/ч отличается от данных производителя,и вы сомневаетесь в том, что все исходные данные вы ввели верно, то его можно проверить по значению максимальной скорости. А именно: если значение максимальной скорости, которое вы уже вычислили по приведенной выше схеме, совпадает со значением макс. скорости по данным производителя, значит разгон вычислен правильно и данные введены верно.
Пример: автомобиль имеет по паспорту 8 с до 100 и 200 км/ч максималки. По таблице вы получили 7 с до 100 и 200 км/ч максималки. Будьте спокойны - автомобиль действительно набирает 100 за 7 с при заданных условиях. Если бы он набирал их дольше, то максимальная скорость была бы НИЖЕ! чем 200 км/ч, что не соответствует реальности. Значение максимальной скорости в данной ситуации приоритетнее, так как именно оно напрямую зависит от максимальной мощности! Разгон - относительная величина, которая зависит от прочих факторов, таких как время переключения, передаточные числа трансмиссии и пр.
ну вот и все! надеюсь, программка вам понравится и будет полезной! Все обсуждения ведутся в этой теме.
Файл программы прикрепляю с уже заготовленными данными по KR с коробкой AUG, ибо на них тестилась последняя версия программы. Максимальная скорость там не высчитана, значение ограничивается 195 км/ч (как высчитать макс. скорость - читайте выше).
Ссылка на файл:
http://letitbit.net/.../table.rar.html
пароль: golf2club
Пардон, забыл самое главное сделать... При расчете времени от 0-100 нужно самостоятельно ввести значение среднего ускорения. Оно ограничивается первым значением на текущей передаче и значением, которое соответствует скорости, максимально близкой к 100 км/ч! Поправленную версию программы выложил...
Сообщение отредактировал Spirit88: 24 February 2010 - 02:50 AM