Из Студеницы мы выехали уже вечером. Это просто шикарное место, такого спокойствия и умиротворения я давно не испытывал…
Снова едем на запад. Наш путь лежит в столицу Боснии и Герцеговины – Сараево, но по дороге есть одно примечательное место, куда тоже неплохо было бы заехать.
Мокра Гора – небольшая горная сербская деревушка, практически у самой границы с Боснией. В довоенные времена Мокра-Гора была простой станцией на железнодорожной ветке, соединявшей две столицы - Белград и Сараево. Эта дорога узкоколейная и называется она «Шарганска Осмица», так как в плане имеет форму восьмёрки. Строительство железной дороги было начато австрийцами в 1921 году, а закончено в 1924. Спустя 49 лет бесперебойной работы дорога прекратила свое функционирование и была разобрана до тех пор, пока в 1999 году группа энтузиастов (не без помощи Эмира Кустурицы) не принялась за восстановление, по сути, наиболее живописной её части.
Добрались мы туда уже глубокой ночью. Место для ночлега долго искать не пришлось – кругом холмы да поля – заселяйся! Утром проснулись от птичьего гвалта.
Доезжаем до железнодорожной станции – там уже полно туристов. Экскурсионный поезд состоит из трёх вагончиков и румынского дизельного тепловоза и ходит по расписанию со станции «Мокра Гора» до станции «Шарган».
К станции «Шарган» транзитом поезд идет без остановки, приблизительно это занимает 30 минут, а обратно, поезд движется по тому же пути, но со всеми остановками. Трасса имеет длину 13,5 км и разность высот, которую преодолевает поезд, проходя от подножия горы почти до её вершины, составляет 300 м.
В кассе нам сказали, что «сидячих» мест нет на ближайшие 3 рейса. Ждать до обеда было глупо, и мы согласились ехать стоя. Как оказалось, это был вообще лучший вариант, т.к. весь поезд был забит школотой, которой запрещалось передвижения по вагону и вообще всё прочее интересное, что можно делать в поезде.
Для них поездочка была полным кисляком.
Мы же ехали в открытом тамбуре с ветерком, наслаждаясь красотами горной Сербии.
Этой железнодорожной узкоколейкой соединены 20 тоннелей, проезжая по которым можно даже успеть замёрзнуть. Зато капающая с потолка вода, отражающийся от стен грохот колёс и самое главное – свет в конце тоннеля рождает незабываемые ощущения!
Конечная станция – своеобразное депо. Стоянка минут десять.
На обратном пути поезд имеет несколько остановок в живописных местах, где оборудованы смотровые площадки.
Все помосты и настилы здесь построены из бэушных шпал, а поручни и перила из рельс той смой узкоколейки. Ничего не пропадает)
Возвращаемся на станцию отправления. Поездочка выдалась шикарная!
Там же в Мокра Горе находится ещё одно примечательное местечко. Это сказочная утопическая деревня, созданная режиссёром Эмиром Кустурицей. Попытка иметь свой собственный, идеальный мир после безвозвратной потери им любимого города Сараево...
Все постройки выполнены в стиле традиционной Сербской средневековой деревни. Деревянные срубы, крыши, крытые досками, так же имеется небольшая церковь и ресторанчик. В основном же, большинство строений – это небольшие гостиницы. Но жить на улице, кишащей туристами, заглядывающими в окна довольно сомнительное удовольствие.
На улицах, названных в честь друзей Эмира или просто уважаемых им людей, идёт бойкая торговля сувенирами и товарами местного ремесла.
Всё просто, по-домашнему. Нет всякой китайской фигни.
Политические:
Центральная площадь и все дорожки всё из тех же железнодорожных шпал, отслуживших своё.
Хозяина нам встретить не довелось, хотя утверждают, что Эмир довольно часто там бывает.
Едем дальше, к вечеру мы уже должны быть в Сараево, там у нас забронированы койки в хостеле.
Я втихаря тешу себя надеждой, что на границе Боснии нас завернут, т.к. мы не имеем подлинного турваучера (да и вообще никакого), и высвободившиеся три дня мы проведём в Сербии. Очень хотелось побывать в Косово, но мы туда просто никаким образом не успевали...